ФГБОУ ВО Ярославский государственный университет имени П.Г.Демидова, Лицензия на осуществление образовательной деятельности 90Л01 № 0009306 рег. №2262 от 11 июля 2016 г.
ПК Психология инсайта
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (онлайн-курс)
36 ак. часов
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Психология инсайта» направлена на формирование и развитие знаний и умений в области решения творческих задач, формирование компетенций, необходимых для проведения исследований творческого мышления.
Темы составлены на основе обобщения современных экспериментальных данных, а также собственных исследований, проведенных научным коллективом.
Программа разработана с учетом требований:
- профессионального стандарта Педагог-психолог (психолог в сфере образования) (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2015 № 514н),
- профессионального стандарта Психолог в социальной сфере (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.11.2013№ 682н).
- профессионального стандарта Педагог дополнительного образования детей и взрослых (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 года N 298н)
В результате обучения выпускник будет способен:
понимать и анализировать состояние человека, решающего творческую задачу;
содержательно формулировать особенности процесса решения задач с точки зрения наиболее влиятельных моделей творческого решения;
проводить экспериментальные исследования в области решения творческих задач;
более эффективно решать творческие задачи;
обучать решению творческих задач и способствовать развитию креативности;
применять в ходе проведения экспериментальных исследований методы воздействия на решение задач и методы регистрации активности испытуемых.
Курс разработан преподавателями Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова
Тема 1. Феноменология научного открытия.
Определение инсайта. Инсайт и научные открытия. Анатомия открытия периодического закона химических элементов. Самоотчеты ученых как источник сведений об инсайте. Аналогии и аналогический перенос в легендах и историях. В какой момент появляется новое? Критика построения теории на основе феноменологии и примеров.
Тема 2. Этапы решения творческой задачи.
Инкубация и бессознательное. Периодизации. Инкубация. Тупик.
Тема 3. Эмоции в решении творческих задач. Интуиция и Ага-переживание. Интуитивные процессы в инсайте. Ага-переживание. Влияние эмоций на решение творческих задач. Активационные теории. Теории смены режимов. Инсайт и юмор.
Тема 4. Общие теоретические модели творческого решения.
Специфический и неспецифический подход. Гештальтпсихология. Теория антиципирующего комплекса. Теория задачного пространства. Теория смены репрезентации. Теория максимизации и мониторинга прогресса. Гибридные модели.
Тема 5. Создание нового как преодоление простоты.
Новое не ново? Механизмы формирования фиксированности и «вред» прошлого опыта. Феномены опыта, мешающего решать. Механизмы возникновения и преодоления фиксированности.
Тема 6. Специфика экспериментального исследования творчества.
Первоначальный подход к исследованию. Трудности исследования. Экспериментальный подход. Задачи. Методы воздействия на решение задач. Методы регистрации активности испытуемых.
Тема 7. Динамика решения инсайтных задач.
О важности исследования динамики. Далекие тени. Близкие тени. Отражение в тенях познавательных действий. Принципы выделения этапов и перспективы.
Тема 8. Мозговые механизмы творчества.
Основные сведения о мозге. Методы и особенности изучения мозговых механизмов творчества. Лобные доли. Роль передней цингулярной коры. Динамика активации при решении теста отдаленных ассоциаций.
Итоговая аттестация - зачет
Для заключения договора и оплаты обучения заполните заявку - анкету слушателя, приложите необходимые документы.
Для физических лиц предусмотрена возможность онлайн-оплаты.
Данные слушателя используются для сертификатов, удостоверений, дипломов и передаются в Федеральный реестр документов об образовании и/или квалификации (ГИС ФРДО).