ФГБОУ ВО Ярославский государственный университет имени П.Г.Демидова, Лицензия на осуществление образовательной деятельности 90Л01 № 0009306 рег. №2262 от 11 июля 2016 г.
ПК Методология науки
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (онлайн-курс)
36 ак. час
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Методология науки» направлена на формирование и развитие профессиональных компетенций специалистов, необходимых для организации и проведения научных исследований и разработок.
Программа разработана с учетом требований профессионального стандарта 40.008«Специалист по организации и управлению научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 февраля 2014 года N 86н).
Вид профессиональной деятельности специалиста: Организация и управление научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками (НИОКР).
Основная цель вида профессиональной деятельности: Организация и управление проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, определенных созданием конкурентоспособной наукоемкой продукции.
Программа учитывает Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37),Квалификационные характеристики должностей работников образования (Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н) и предназначена для работников сферы науки и образования, магистрантов, аспирантов, а также для широкого круга заинтересованных лиц.
Программа полезна каждому, кто определяет свой путь в науке или совершенствует знания и навыки, необходимые современному исследователю.
В результате обучения выпускник будет знать:
- технологию организации методической, научно-методической, научно-исследовательской работы;
- современные методы и средства планирования и организации исследований, и разработок, проведения экспериментов и наблюдений, обобщения и обработки информации;
- уметь определять критерии научного познания;
- формулировать этапы научного исследования;
- выявлять факторы, влияющие на научный вывод;
- организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность,
- подбирать актуальную научную литературу при помощи современных инструментов;
- будет способен принимать участие в подготовке, организации и выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторский работ по отдельным разделам (этапам, заданиям)темы в качестве ответственного исполнителя или совместно с научным руководителем, осуществления сложных экспериментов и наблюдений.
Требования к слушателям: Высшее образование.
Объем программы 36 акад. часов.
Срок реализации программы: 3 недели, в соответствии с календарным графиком.
Форма обучения: заочная, с применением электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ)
Лица, освоившие дополнительную профессиональную программу повышения квалификации и прошедшие итоговую аттестацию, получают удостоверение о повышении квалификации установленного образца
Тема 1. Наука и не наука, 4 ч.
- Чем наука отличается от не науки?
- Проблема критериев разделения науки и не науки
- Специфика мышления ученого
- Для чего нужна наука?
Тема 2. Логика научного вывода. Методология, 4 ч.
- История развития научного познания.
- Типы научного вывода.
- Этапы построения исследования.
Тема 3. Устройство научных теорий, 4 ч.
- Классификация научных теорий.
- Мысленный эксперимент.
- Жизненный цикл теорий.
- Взаимодействие конкурирующих теорий.
- Факторы, оказывающие влияние на построение научных теорий.
Тема 4. Логика научного вывода. Исследования, 4 ч.
- Введение в планирование исследования: операционализация.
- Основные трудности при планировании и проведении исследования: побочные и дополнительные переменные.
- Основные трудности при планировании и проведении исследования: ситуация, влияние экспериментатора, репликационный кризис.
- Проблема сходимости гипотез: статистический вывод.
- Семейства статистических критериев.
- От данных к теоретическим построениям: интерпретация и выводы.
Тема 5. Социальное устройство науки, 4 ч.
- Наука как социальный институт. Возникновение и принципы.
- Научное взаимодействие.
- Наукометрия: оценка научных журналов и рецензирование статей.
- Наукометрия: оценка вклада исследователя и научная репутация.
Тема 6. Практики научного исследования, 4 ч.
- Плохие исследовательские практики. Большое зло.
- Плохие исследовательские практики. Малое зло.
- Хорошие исследовательские практики.
- Академическое письмо: культурная специфика.
Тема 7. Курс молодого ученого, 4 ч.
- С чего начать свой путь в науку?
Итоговая аттестация, 2 ч.
- зачет (тестирование)
Для заключения договора и оплаты обучения заполните Личное заявление слушателя, приложите необходимые документы.
Для физических лиц предусмотрена возможность онлайн-оплаты.
Данные слушателя используются для сертификатов, удостоверений, дипломов и передаются в Федеральный реестр документов об образовании и/или квалификации (ГИС ФРДО).